суббота, 7 мая 2011 г.

Внимание! Генетические задачи с ответами. Помогут 11 классникам при сдаче экзамена по биологии.

 
Задача 1.
 У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).
Решение.
Р:          Aa х aa
гаметы: (А)   (а)     (а)
F1:        1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.
Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

Задача 2.

Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?
При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.
Решение.
Р:       A+A х A+A
          пестрые   пестрые
гаметы: (А+) (А) (А+) (А)
F1:        1А+А+ : 2А+A : 1AA
          черные пестрые белые
Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.


Задача 3.
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Элементы ответа:
1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ,
желтые грушевидные плоды – аа
bb
2) генотипы F1: красные шаровидные АаВb
3) соотношение фенотипов F2:
         9 – красные шаровидные
         3 – красные грушевидные
         3 – желтые шаровидные
         1 – желтые грушевидные

Задача 4.

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Элементы ответа:
1)       генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами,
 Аа – без малых коренных зубов;
2)       генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами;
вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

Задача 5.

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Схема решения задачи включает:
1)       генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды –
AABb (гаметы: AB и Ab
);
зеленый стебель, красные плоды –
aaBb (гаметы aB и аb);
2)       генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;
соотношение генотипов и фенотипов в  F1:
пурпурный стебель, красные плоды – 1
AaBB : 2 AaBb

пурпурный стебель, желтые плоды – 1
Aabb.

Задача 6.

У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Ответ: Схема решения задачи включает:
1) генотип матери – AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца – aaXDY (гаметы: aXD , aY);

2) генотипы детей: девочки – AaXDXD , ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd; мальчики – AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY – мальчики.

Задача 7.
У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Ответ:


Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: матери – AaXDXd, отца – aaXDY; гаметы: матери AXD, aXD, AXd, aXd, отца aXD , aY;
2) генотипы детей: девочки – AaXDXD , ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, мальчики – AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY – мальчики.


Задача 8.
Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют
рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над
отрицательным r. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-
фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Схема решения задачи:
1) генотипы родителей: матери – i0i0 RR (гаметы i0R), отца – IAIB rr (гаметы IAr, IBr;);
2) возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус – IAi0Rr, третья группа, положительный резус – IBi0Rr ;
3) так как отец моногетерозигота по группе крови, то у него образуется два типа гамет, в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (Менделя).